КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ — ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА УСПЕХ

Значительную часть жилищного фонда составляют пятиэтажки первых массовых серий, возведенные в сере­дине прошлого века. Они уже морально устарели, имеют ряд конструктивных недостатков, не отвечают действую­щим нормам по площади квартир, кухонь и подсобных помещений. Не говоря уже о физическом износе конструк­тивных элементов и инженерных систем. И с каждым годом ситуация только усугубляется. Количество домов, в кото­рых никогда не проводилось капитального ремонта, за­шкаливает, а средств катастрофически не хватает. Скоро к такому же состоянию подойдут восьми- и двенадцати­этажные дома массовой застройки 1970—1980-х гг.

Чтобы решить накопившиеся проблемы и построить эффективную систему финансирования капитального ремонта, необходимо формирование перспективного (сроком на 10-30 лет) плана восстановления и рекон­струкции жилищного фонда. Из-за постоянного недофи­нансирования и недоремонта происходит ускоренный износ жилых зданий. Кроме того, планирование капитального ремонта осуществляется исходя из имеющихся ресурсов, а не на основе действительной потребности в капитальном ремонте. Это приводит к резкому удоро­жанию его стоимости.

Проблеме перспективного планирования капитального ремонта жилищного фонда в настоящее время стало уде­ляться больше внимания. В декабре 2012 г. вступил в силу ряд новых нормативно-правовых актов в сфере ЖКХ. В частности, Федеральные законы от 25.12.2012 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федера­ции» и от 25.12.2012 № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформиро­ванию жилищно-коммунального хозяйства»».

Новый порядок организации капитального ремонта регламентирует создание региональных операторов и ре­гиональных программ капитального ремонта. Кроме того, до 1 марта следующего года собственники помещений в многоквартирных домах должны выбрать способ фор­мирования фонда капитального ремонта своих домов.

Выполнить все эти требования нелегко, но возможно. Достаточно обратиться к опы­ту некоторых регионов.

В Республике Татарстан данная модель работает уже четыре года и показала свою эффективность.

На сегодняшний день регион занимает первое место по объемам капитального ре­монта среди субъектов РФ. Во многом это заслуга автоматизации, с помощью которой удалось оптимизировать все процессы и обе­спечить их максимальную прозрачность для конечного потребителя. В итоге собственник жилья может контролировать ситуацию, а республиканская программа капремонта выполняется качественно и без проволочек.

По словам заместителя Министра строи­тельства, архитектуры и жилищно-коммуналь­ного хозяйства Республики Татарстан Алексея Фролова, добиться впечатляющих результатов в вопросе исполнения и реализации программ капремонта удалось благодаря информаци­онным системам. К настоящему времени полностью отремонтировано 94% жилищного фонда от общего плана на 2013 г.

Решения, разработанные нашими спе­циалистами», внедрены также в Самарской, Астраханской, Ивановской и Вологодской областях, Пермском крае, Республике Хака­сия и т. д.

По мнению руководителя департамента адресных программ Фонда капитального ремонта Самарской области Александра Панферова, сегодня работа любой органи­зации немыслима без информационных технологий, а в масштабах региона это вдвойне актуально. Самарская область всегда была одним из лидеров во внедрении и применении передовых разработок, и именно их максимально задействовали при формировании программ.

Секрет успешности региональных адрес­ных программ, разумеется, не только в ин­форматизации. Важен симбиоз методологии и автоматизации процессов. Вместе они дают синергетический эффект, позволяют повысить эффективность принятия решений, управлять качеством, финансами и сроками. Очень важную роль играет и выбор самой системы.

Подход к решению проблемы капиталь­ного ремонта должен быть комплексным. И поэтому наша компания (совместно с парт­нерами) оказывает методическую и техниче­скую поддержку государственным органам власти. Это подразумевает участие экспер­тов по созданию информационных систем и специалистов-методологов, которые до­сконально знают отраслевые процессы и ал­горитмы.

А.В. Королева

«ЖКХ» №11/2013/Часть1