Законность пользования общим имуществом операторами связи и провайдерами

По вопросу пользования общим имуществом многоквартирного дома в силу ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных жилищным и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом.

В силу ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решения о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.

Указанные решения принимаются собственниками помещений большинством не менее 2/3 от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме и являются обязательными для всех собственников, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Права владения, пользования и распоряжения (в установленных законом пределах) общим имуществом в многоквартирном доме принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме. По договору управления многоквартирным домом к управляющей организации данные права не переходят.

При этом договор управления многоквартирным домом не влечет возникновение у управляющей организации законных оснований на присвоение поступлений от использования общего имущества в многоквартирном доме (ст.136 ГК РФ), а стороной договора, представляющей имущество многоквартирного дома в пользование, согласно п.1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» признаются все собственники общего имущества здания, которые образуют множественность лиц в соответствии с действующим законодательством. Согласно ч.3 ст.6  Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи», организации связи по договору с собственниками или иным владельцем зданий могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи, а владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование эти имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Для прокладки и эксплуатации линий связи, в соответствии с ч.5 ст.36 ЖК РФ, п.1 ст.274 и ст.277 ГК РФ, земельный участок, здания, строения, сооружения могут обременяться сервитутом – правом ограниченного пользования недвижимым имуществом, а собственник имущества, обремененного сервитутом, праве, если иное не предусмотрено законом, требовать от лица, в интересах которого установлен сервитут, соразмерную плату за пользование эти имуществом (п.5 ст.274 ГК РФ). Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, а в случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор решается судом по иску лица, требующего установление сервитута (п.3 ст.274 ГК РФ и ч.5 ст.36 ЖК РФ).

Между тем, указанные положения не распространяются на случаи оказания операторам связи законному владельцу здания (в том числе собственнику квартиры в доме) услуг связи, поскольку в этом случае размещение оператором связи в таком здании средств и линий и их энергоснабжение являются предметом договора об оказании услуг, а к компетенции общего собрания собственников помещений в доме не относятся как вопросы определения перечня операторов связи, с которыми и только с которыми допускается заключение договоров об оказании услуг связи, так и разрешение споров между участниками долевой собственности об определении порядка формирования абонентской линии и подключения с ее помощью пользовательского оборудования к узлу связи сети передачи данных (Решение Управления Федеральной антимонопольной службы Свердловской области по делу №34 от 31.10.2011).

Каждый из собственников помещений в многоквартирном доме вправе пользоваться общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе в целях размещения на нем телекоммуникационного оборудования, которое необходимо для пользования данным собственником услугами связи выбранного этим собственником оператора связи.

Управляющая организация не вправе совершать действия, которые препятствуют собственнику помещения в многоквартирном доме в реализации его права на пользование общим имуществом в многоквартирном доме.

Управляющая организация не вправе выдвигать выбранному этим собственником оператору связи требование о заключении с ней возмездного договора в качестве условия предоставления этому оператору связи доступа к общему имуществу в многоквартирном доме, в том числе для размещения и обслуживания на нем оборудования связи.

Равным образом управляющая организация не вправе препятствовать подключению такого оборудования к внутридомовой системе электроснабжения, а тем более отключать такое оборудование от внутридомовой системы электроснабжения.

Подобные действия управляющей организации противоречат п. 4 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ и нарушают не только права оператора связи, но и права и законные интересы собственника помещения в многоквартирном доме, заключившего договор с оператором связи на оказание ему услуг связи.

Таким образом, в соответствии с возложенными полномочиями, Госжилинспекция Свердловской области не вправе проводить проверки соблюдения обязательных требований к использованию общего имущества многоквартирного дома операторами связи, провайдерами. Вместе с тем, Управление в рамках предоставленных полномочий проводит проверки в отношении тех лиц, на которых положениями жилищного законодательства возложена обязанность по соблюдению установленных им обязательных требований.

Также относительно расположения на жилых домах вывесок либо рекламных конструкций в информационном письме ФАС России от 23.07.2009 № АЦ/24234 «О разграничении понятий реклама и вывеска» указано, что согласно пункту 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относится к рекламной информации независимо от манеры их использования на соответствующей вывеске. Указание на здание в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения. Также в указанном информационном письме ФАС России от 23.07.2009 № АЦ/24234 указано, что размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности организации и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг, по мнению специалистов ФАС России, может быть признано обычаем делового оборота.

Таким образом, конструкция, расположенная на жилом доме, призванная информировать потребителей о месте нахождения данной организации, не является рекламной.

Исходя из вышеизложенного, по вопросу размещения вывесок на жилом доме, Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области также не вправе проводить контрольно-надзорные мероприятия.